- Антропология
- (греч. учение о человеке). Понятие А. в совр. значении, как науки о природе и происхождении человека и расах, в совр. и будущем этапе развития гоминид (человекообразных) восходит к Аристотелю. Своим всеобъемлющим осмыслением природы он заложил основы научной А., исходящей из систематич. наблюдения и сравнительной анатомич. классификации всего животного мира. Человек в представлении Аристотеля являлся частицей космоса, воплощал в себе единство духа и тела, венчал все многообразие живых существ. Однако различия между людьми рассматривались А. не с точки зрения их телесной дифференциации, а с социально-психологич. позиций. Выводы Аристотеля о месте человека в природном мире были сформулированы Линнеем лишь два тысячелетия спустя. Согласно дошедшим до нас сведениям, вопросами наследования внешних черт людьми занимались Платон, Гиппократ и Аристотель. Гл. внимание обращалось на внешние различия представителей отдельных народов. Геродот, родоначальник этнографии, тщательно описывал наблюдаемые им телесные и культурные особенности народов. Вместо рас Геродот употреблял понятие этнос. Его труды позволяют сделать вывод, что причину возникновения расовых различий он видел не только в наследств, факторах и влиянии климатич. условий, но и в различных укладах жизни народов. В глубокой древности у эллинов сложились представления, согласно которым их отношение к соседним и удал, народам характеризовалось не презрением, а скорее их идеализацией. (Это было распространено и у римлян, о чем свидетельствуют, например, высказывания Тацита о германцах.) Варварские народы представлялись выразителями некоего безмятежного, «чистого», первобытного состояния человечества. Военные кампании Александра Македонского позволили расширить этнографич. картину мира; идеализируемые народы были отодвинуты на периферию. Новыми «идеальными» народами стали индийцы и другие. «Расового вопроса» не существовало, людей различали не по их нац. принадлежности или цвету кожи, а делили на свободных и рабов. Никогда пе делалось даже попытки разделить людей по расовому признаку; известны только случаи разделения людей на основе психич. особенностей. Так, например, в трудах по страноведению и народоведению Посидония содержатся наблюдения о якобы психич. примитивности менее цивилизованных народов, сделаны выводы о взаимосвязи биологич. приспособляемости и степени цивилизованности, трактуемой в качестве доместикации (утверждалось, что народы, как растения и животные, могут успешно развиваться только на своей родине; переселившиеся на Ю. сев. народы утратили свою первозданную силу, выродились и изнежились, как доместицированные, т. е. прируч. животные), и перенесены эти взгляды на всю психофизиологич. конституцию народов. Теория Посидония о расовых различиях носит отчетливые космологич. черты (например, что причина телесных различий между представителями сев. народов, имеющих крупное телосложение и белый цвет кожи, и более низкорослыми и смуглыми представителями юж. народов — астральные и атмосферные влияния). Изображения человека в греч. искусстве свидетельствуют о тщательных наблюдениях за манерой поведения людей и их движениями, а также о блестящем знании внешней топографич. анатомии тела. При этом типич. и расовые особенности людей не передавались; также и индивидуальное во многом оттеснялось на задний план. В качестве идеала искусства выступала некая обобщ. благородная греч. личность. Рим. ученые не внесли в А. к.-л. кардинально новых знаний. Богатейший и единств, в своем роде материал о народах и расах, объедин. под властью Рима, не был научно осмыслен. Др.-греч. утверждение о том, что люди рождаются свободными и рабами, нисколько не потеряло в Риме своей актуальности и продолжало разделять людей по социальному, а не по антропологич. признаку.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.